Специальность |
1-36 01 01 Технология машиностроения |
6-05-0718-01 Инженерная экономика |
1-27 01 01 Экономика и организация производства (по направлениям) |
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы |
Государственный компонент Модуль «Безопасность жизнедеятельности человека» |
Государственный компонент Модуль «Безопасность жизнедеятельности человека» |
Государственный компонент Модуль "Безопасность жизнедеятельности» |
Семестр изучения |
3 семестр |
1 семестр |
3 семестр |
Трудоемкость в зачетных единицах |
3 зачетные единицы |
3 зачетные единицы |
3 зачетных единиц |
Количество академических часов |
110 академических часа (50 аудиторных часа, 16 часа самостоятельная работа) |
108 академических часа (52 аудиторных часа, 16 часа самостоятельная работа) |
102 академических часов (52 аудиторных часов, 26 часов самостоятельная работа) |
Форма промежуточной аттестации |
3 семестр – зачет |
3 семестр – зачет |
3 семестр – зачет |
Формируемые компетенции |
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен обладать следующей базовой профессиональной компетенцией (БПК-2): быть способным применять основные правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, экологии и методы защиты производственного персонала, населения и окружающей среды от возможных последствий аварий, стихийных бедствий, техногенных катастроф. |
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен обладать следующей базовой профессиональной компетенцией (БПК-8): оценивать экологическую и энергетическую устойчивость материалов, технологий, производств, формировать меры защиты населения в чрезвычайных ситуациях, обеспечивать радиационную безопасность, разрабатывать мероприятия по охране труда, способы и методы безопасного производства работ, защиты жизни и здоровья людей, обеспечивать соблюдение мер пожарной безопасности зданий и сооружений. |
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен обладать следующей базовой профессиональной компетенцией (БПК-10): быть способным оценивать экологическую и энергетическую устойчивость материалов, технологий и производств, формировать меры защиты населения в чрезвычайных ситуациях, обеспечивать радиационную безопасность, разрабатывать мероприятия по охране труда, способы и методы безопасного производства работ, защиты жизни и здоровья людей. |
Результаты обучения |
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен: знать: – экологические и экономические проблемы энергетики, основные пути их решения; – состояние и направления развития энергетического сектора Республики Беларусь; – основные направления государственной политики в области энергосбережения, организацию и управление энергосбережением, пути обеспечения энергоэффективности экономики государства; – способы производства, транспортировки и потребления тепловой и электрической энергии, основные пути повышения их эффективности; – сущность ключевых понятий и терминов экологии, закономерности развития жизни на Земле н принципы устройства биосферы; – основные экологические проблемы, последствия и нормативы допустимого антропогенного воздействия на природу; – современные методы очистки пылегазовых выбросов и стоков; – принципы организации и управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, – экологические аспекты энергосбережения, пути решения природоохранных задач на производстве и в масштабах страны; уметь: – оценивать количественный и качественный состав выбросов, стоков и отходов, образующихся на производстве и транспорте; – пользоваться приборами учета, контроля и регулирования тепловой и электрической энергии; – рассчитывать основные технико-экономические показатели эффективности энергосберегающих и природоохранных мероприятий на производстве и в бытовой сфере; владеть: – методикой оценки энергоэффективности технологических процессов и устройств; – вопросами организации и управления энергосбережением на производстве путем внедрения энергетического менеджмента; – навыками выбора требуемой схемы и эффективности очистки промышленных выбросов с учетом их физико-химических свойств и действующих требований по нормированию выбросов.
|
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен: знать: – экологические и экономические проблемы энергетики, основные пути их решения; – состояние и направления развития энергетического сектора Республики Беларусь; – основные направления государственной политики в области энергосбережения, организацию и управление энергосбережением, пути обеспечения энергоэффективности экономики государства; – способы производства, транспортировки и потребления тепловой и электрической энергии, основные пути повышения их эффективности; – сущность ключевых понятий и терминов экологии, принципы устройства и закономерности развития биосферы; – основные экологические проблемы, последствия и нормативы допустимого антропогенного воздействия на природу; – современные методы очистки пылегазовых выбросов и стоков, обращения с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами; – принципы организации и управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов; – экологические аспекты энергосбережения, пути решения природоохранных задач на производстве и в масштабах страны; уметь: – оценивать количественный и качественный состав выбросов, стоков и отходов, образующихся на производстве и транспорте; – пользоваться приборами учета, контроля и регулирования тепловой и электрической энергии; – рассчитывать основные технико-экономические показатели эффективности энергосберегающих и природоохранных мероприятий на производстве и в бытовой сфере; владеть: – методикой оценки энергоэффективности технологических процессов и устройств; – вопросами организации и управления энергосбережением на производстве путем внедрения энергетического менеджмента; – навыками выбора требуемой схемы и эффективности очистки промышленных выбросов с учетом их физико-химических свойств и действующих требований по нормированию выбросов. |
|
Пререквизиты |
Для изучения данной учебной дисциплины студенты должны успешно освоить следующие учебные дисциплины: – физики; – химии; – биологии; – географии.
|
Для изучения данной учебной дисциплины студенты должны успешно освоить следующие учебные дисциплины: – физика; – математика. |
|
Краткое содержание учебной дисциплины |
Предусматривается изучение тем: 1. Введение. Актуальность экологических нергетических проблем 2. Энергия и ее виды. Топливно-энергетические ресурсы 3. Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь 4. Нетрадиционные, возобновляемые и вторичные источники энергии 5. Транспортирование и потребление тепловой и электрической энергии 6. Организация энергосбережения в Республике Беларусь 7. Энергосбережение в машиностроении и коммунально-бытовом секторе 8. Предмет, объекты и задачи экологии 9. Антропогенное воздействие на атмосферу. Защита атмосферы 10. Антропогенное воздействие на гидросферу. Защита водных ресурсов 11. Антропогенное воздействие на литосферу. Защита почв 12. Государственное управление и международное сотрудничество в природопользовании
|